Упрощенное оформление ДТП в Беларуси будет иметь свою специфику
Протокол прямого урегулирования убытков будет иметь в Беларуси свою специфику
Белорусским автомобилистам впору сигналить от радости во все клаксоны. Указ № 519 главы государства фактически вводит в стране систему прямого возмещения убытков и упрощенную процедуру оформления дорожно-транспортных происшествий. Впрочем, существует мнение, что переход на так называемый европейский протокол прямого урегулирования убытков может оказаться проблемным не только для представителей страховой отрасли, но и для граждан с полисом.
Документ вступает в силу с 1 июля 2010 года. Многие владельцы личных автомобилей уже восприняли появление Указа № 519 как сигнал кардинального упрощения процесса «разбора полетов» после ДТП. Мол, стукнулся на перекрестке, определил, кто прав, кто виноват, написал прямо на капоте автомобиля заявление в страховую компанию и… поехал дальше, оставив право разбираться представителям страхового бизнеса. Однако, к сожалению, это не совсем так. Несмотря на ряд упрощений, в указе по-прежнему присутствует целый ряд ограничений. В частности, для получения страховых выплат по «автогражданке» без участия инспектора ДПС можно будет обойтись лишь в том случае, если сумма ущерба не превысила 200 евро. При этом «упрощенка» действует в том случае, если в ДТП нет пострадавших, в него попали только две машины, а у участников аварии нет разногласий. Но серьезные происшествия под эту систему не попадают, поскольку «цена вопроса» ограничена достаточно скромной суммой. Вот что действительно большинство автовладельцев может обрадовать, так это то, что после оформления протокола потерпевший имеет право обратиться напрямую в страховую компанию, с которой у него заключен договор, а не в компанию виновника аварии, как это было раньше.
Понятно, что водители, застраховавшие свой автомобиль по программе «КАСКО», ничего нового в предлагаемой системе не обнаружат. Они и сейчас не особо бегают за виновником происшествия. Ведь в случае аварии владельцы полиса «КАСКО» ремонтируют свой автомобиль на деньги своей страховой компании или у нее же получают возмещение. Страховщик потерпевшего в этом случае самостоятельно предъявляет регрессный иск компании, застраховавшей автогражданскую ответственность виновника ДТП, и за ее счет компенсирует свои расходы.
Схема «европейского протокола» сама по себе не нова. Ею уже с полгода пользуются в России. Теперь и в нашей стране упрощенная форма будет распространяться, по сути, на всех автовладельцев, поскольку без «автогражданки» выезжать на дороги в нашей стране нельзя. Впрочем, намеренное упрощение административных процедур вызывает недовольство… со стороны страховых компаний. Во-первых, теперь они обязаны рассмотреть любую заявку о возмещении ущерба максимум в пятидневный срок, что, по их мнению, чрезвычайно мало, а во-вторых, страховщики уверены, что рынок может столкнуться с большим числом случаев страхового мошенничества. Теперь ведь никто не мешает нечистым на руку гражданам регулярно подставляться под удары соседей по транспортному потоку, чтобы потом зарабатывать на выплатах. Представителей страхового бизнеса в этом вопросе особенно беспокоит пункт о введении обязанности полного возмещения убытков потерпевшему в результате страхового случая при гибели транспортного средства. «Если ранее по разбитому авто потерпевшему выплачивалась сумма стоимости машины за вычетом сохранившихся после ДТП деталей, то теперь потерпевший получает на руки полную сумму плюс ему остаются узлы и агрегаты, пригодные, в принципе, для перепродажи. Понятно, что на отдельных видах ДТП теперь неплохо можно нажиться», — говорит председатель Ассоциации страховщиков «БАС» Ирина Мерзлякова.
Специалисты уверены: новые правила помогут значительно сэкономить время водителей, разгрузить людей с жезлами и позволят им больше времени уделять непосредственно организации дорожного движения. Однако эксперты в своих оценках сдержанны. В частности, существует точка зрения, что граждане будут обходиться без посредничества инспектора ДПС лишь в считаных случаях. Дело в том, что на глаз определить сумму повреждений, полученных в аварии (Ђ 200 или больше), крайне сложно. Так что в этих условиях автовладельцы будут перестраховываться и все равно вызывать инспектора ДПС, чтобы не было потом проблем и оснований у страховых компаний для отказа в возмещении.
Александр БЕНЬКО
Источник: www.respublika.infoДата публикации: 2009-11-10