Общественный транспорт Минска «привязали» к спутнику
Тестирование новой автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) городским общественным транспортом, построенной на спутниковой системе навигации, началось сегодня в Минске. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил начальник управления АСУ КУП "Минсктранс" Владимир Лежнюк.
Собеседник рассказал, что в эксперименте участвует 55 автобусов, которые работают на городских маршрутах №№11, 42, 121. Машины оснастили навигационными комплексами, которые находятся на связи с орбитальными спутниками системы глобального позиционирования (GPS). Поставщиком оборудования для пилотного проекта выступило научно-производственное РУП "СКБ Камертон". GPS-приемники позволяют в режиме реального времени отследить, где находится автобус, по какому маршруту движется.
Для троллейбусов навигационное оборудование производит УП "Белкоммунмаш". Планируется, что новые системы появятся в троллейбусах (на маршруте №10) уже на текущей неделе. Бортовой компьютер, расположенный в салоне, будет контролировать утечку тока в транспорте, а также сможет передавать в центральный диспетчерский пункт множество параметров, включая температуру воздуха в салоне, работу системы обогрева.
Тестирование новой автоматизированной системы продлится в столице месяц. После чего будет объявлен тендер на генерального подрядчика проекта, рассказал Владимир Лежнюк. Кроме того, будет проведен конкурс на поставщика услуг оператора сотовой связи. Пока же на этапе тестирования системы два оператора сотовой связи - МТС и velcom - предоставляют услуги с нулевой тарификацией.
После выбора генподрядчика проекта навигационные комплексы начнут устанавливать на всем подвижном составе КУП "Минсктранс", а это около 3 тыс. единиц. Переходный период для столичных транспортников будет длиться в течение 2009-2010 годов. Предварительно общая стоимость проекта оценивается в Br11 млрд.
Глобальная спутниковая система значительно упростит работу водителей. В их кабинах установят небольшие экраны, на которых будет отображаться важная информация. Например, все водители будут ориентироваться на текущее, синхронизированное с сервером, а значит, единое для всех время. Также появится возможность следить за графиком движения - насколько автобус или троллейбус опережает или наоборот отстает от него. А передать водителю важную информацию с диспетчерского пункта можно будет с помощью SMS-сообщений.
Внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления работой городского транспорта с глобальной спутниковой системы назрело в столице давно. В настоящее время возможности действующей в Минске АСДУ пассажирским транспортом (она эксплуатируется только на автобусных маршрутах) значительно ограничены. Сведения о работе транспорта поступают от датчиков индукционного типа по выделенным телефонным линиям. Автоматизированная система диспетчерского управления отслеживает работу городских автобусов с помощью 91 контрольного пункта. Однако большинство маршрутов не имеет необходимого количества контрольных точек. 20 автобусных маршрутов имеют только один контрольный пункт. По этой причине оперативно получать информацию и воздействовать на ситуацию невозможно. А троллейбусные и трамвайные маршруты и вовсе работают вне системы автоматизированного контроля.
Оснащение общественного транспорта столицы GPS-навигаторами предусмотрено программой развития коммунального пассажирского транспорта Минска до 2010 года.
Источник: www.belta.byДата публикации: 2009-03-25