В Беларуси планируют ввести балльную систему оценки нарушений ПДД.
В Беларуси несколько лет назад был поднят вопрос о необходимости введения балльной системы оценки нарушений правил дорожного движения. На каком этапе находится этот процесс, что даст водителям и остальным участникам дорожного движения балльная система оценки нарушений ПДД, рассказал "Интерфаксу" заместитель начальника управления ГАИ министерства внутренних дел Беларуси полковник милиции Игорь Ваницкий, который возглавляет рабочую группу по подготовке проекта закона, предусматривающего введение балльной системы учета нарушений ПДД.
- Игорь Арсеньевич, чем вызвана необходимость введения балльной системы оценки нарушений правил дорожного движения?
- Балльная система оценки позволит выявить недисциплинированных водителей, лиц, которые проявляют агрессию на дорогах, и отстранять их от управления транспортным средством до осознания возможных последствий собственного поведения. Нарушения ПДД во всех странах являются основной причиной дорожно-транспортных происшествий, не исключением является и Республика Беларусь. Балльная система наказаний за нарушения ПДД позволит, в первую очередь, предупреждать и выявлять водителей, для которых нарушение правил стало практически нормой.
- Введение бальной системы оценки нарушений ПДД - это белорусский опыт?
- Вовсе нет. Балльные системы оценки нарушений ПДД существуют во многих странах - Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, Латвии, США, Франции. Это далеко не весь перечень стран, которые - кто-то раньше, кто-то позже - пришли к пониманию того, что такая система является одним из способов сокращения числа нарушений правил дорожного движения и воспитания водителя в духе неукоснительного соблюдения правил. Переход ряда стран ближнего и дальнего зарубежья на балльную систему оценки нарушений вызван тем, что Евросоюз поставил перед собой задачу - сократить на 50% число погибших на дорогах, аналогично как и Беларусь. В Беларуси стремительно увеличивается число водителей, нам нужны дополнительные меры усиления безопасности на дорогах. Пришло время последовать примеру большинства европейских стран и принять решение о введении балльной системы оценки нарушений ПДД. Хочу особо подчеркнуть, что это не является инициативой только ГАИ. Этот вопрос обсуждался не только профессионалами, но и общественностью.
- Игорь Арсеньевич, что из себя будет представлять балльная система оценки нарушений?
- Такая система уже существовала в СССР с начала 60-годов прошлого века и была незаслуженно забыта. Водители со стажем хорошо помнят об этом. В настоящее время такая система существует в большинстве из стран, о которых мы говорили выше. Поясню: кроме штрафов, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), планируется, что ряд нарушений правил будет оцениваться в баллах. Когда набирается определенное количество штрафных баллов, водителя будут временно отстранять от вождения транспортным средством. Сейчас идет проработка вопроса - какое количество баллов станет критическим. Не определились еще и по сроку, в течение которого будет учитываться до списания определенное число баллов.
- Введение балльной оценки повлечет за собой ужесточение контроля со стороны ГАИ?
- Нет. Никакого ужесточения не предполагается. Смысл балльной системы состоит в том, чтобы выявлять, воспитывать и наказывать водителей, которые именно систематически нарушают ПДД, а не тех, кто это делает случайно и очень редко. Хочу особо подчеркнуть, что никакого ужесточения или репрессивных мер со стороны ГАИ не будет. Для законопослушного водителя эта система не страшна. Если человек случайно проехал под знак либо по невнимательности превысил скорость, ему, безусловно, баллы начислят. Но если водитель в течение, например 1 года после последнего нарушения соблюдал требования правил, то наступит так называемая "амнистия" и нарушения будут аннулированы.
Здесь стоит обратить внимание на очень важный момент - у водителя уже будет отметка о нарушении, пусть даже и мелком. Он будет находиться не только под контролем ГАИ, но будет четко осознавать - стоит ему допустить еще 2 - 3 нарушения - проехать на красный или не пристегнуть ремень безопасности, - наберется критическое количество баллов. И тогда ГАИ ему скажет: ваше водительское удостоверение недействительно.
- Некоторые участники дорожного движения не поддерживают жесткой позиции белорусской Госавтоинспекции, говорят о том, что инспектора часто и необоснованно останавливают, придираются по мелочам. А теперь еще кроме штрафов, предусмотренных КоАП, введение балльной системы?
- Непристегнутый ремень безопасности, проезд "почти" на красный сигнал светофора, некорректное маневрирование - это не мелочи. Из таких мелочей и складывается наряженная обстановка на дорогах. Я помню, когда в конце 80-х годов прошлого века встал вопрос об отмене талонов, на которых ставились отметки о нарушениях, так называемые компостерные просечки. И за это в первую очередь ратовали злостные нарушители правил. Что получилось после отмены - резкое увеличение числа ДТП, числа погибших и раненых. При том, что в те времена было не такое количество автомобилей, число погибших на дорогах в 1991 году было почти на 800 больше, чем в 2007 году.
Что же касается жесткой или не жесткой позиции ГАИ, я скажу так. Законопослушный водитель не боится ГАИ. И, по моему глубокому убеждению, он поддержит введение балльной системы, которая будет дисциплинировать и воспитывать водителей. А контроль, если уже речь зашла о нем, при введении балльной системы оценки нарушений ПДД будет состоять в следующем: нарушил правила - получи отметку, нарушил еще раз - еще одну отметку. Не нарушаешь правил - нет отметок. У водителя есть выбор - либо соблюдать правила, повышать безопасность на дорогах, либо пользоваться общественным транспортом. Считаю, что система штрафных санкций будет сдерживать водителей от неразумных поступков. Водитель, который после предупреждения некоторое время не нарушает правила дорожного движения, подлежит, как ранее говорилось "амнистии".
Следует также отметить, что в законодательстве будет обязательно предусмотрена возможность для водителя "заработать" дополнительное количество баллов при окончании лимита доверия. Например, если водитель оказывает помощь сотрудникам ГАИ в профилактических мероприятиях, участвует в надзоре за дорожным движением или он прошел дополнительный курс обучения, то ему будут начисляться дополнительные баллы. Поясню. Если у водителя набралось 10 штрафных баллов, но он, например, отдежурил с сотрудниками ГАИ, то ему набавляется 2 балла и соответственно получается 8 штрафных баллов.
- Каким образом будут начисляться баллы за нарушения ПДД?
- Мы уже разработали шкалу баллов. Причем она научно обоснована. При ее разработке использовали данные о состоянии безопасности и опыт ряда стран, где эта система принята. На следующем заседании рабочей группы будет, скорее всего, принято решение о том, чтобы эту шкалу обнародовать. Сегодня могу сказать, например, за превышение скорости, за то, что водитель скрылся с места ДТП, за управление без водительских прав предлагается начислять по 9 штрафных баллов, за нарушение правил обгона и правил маневрирования - по 7 балов, есть нарушения, которые предполагают по 2 и 1 баллу. В любом случае количество баллов за конкретное нарушение должно зависеть от степени его общественной опасности и возможного наступления вреда.
- Каким будет предельное число штрафных баллов?
- Пока что по этому вопросу нет единого мнения. Скажем так - все участники рабочей группы пошли обдумывать и искать наиболее оптимальный вариант. МВД склоняется к тому, что критический балл и срок, в течение которого они будут учитываться, должны быть максимальными. Например, 27 баллов в течение 2 или 3 лет. Это будет держать в определенном тонусе водителя. Есть и другие мнения. Так что рано загадывать. Хотелось бы услышать мнение читателей по этому поводу.
- Где будут ставиться отметки о нарушениях?
- Предполагается, что записи о нарушениях инспектора будут делать в талоне. Кроме этого, нарушения будут обязательно фиксировать в компьютерной базе. Если водитель стер отметку, выбросил или потерял талон, информация о его нарушениях обязательно останется в базе.
- Много ли в Беларуси водителей, которые систематически нарушают ПДД?
- Таких водителей от 10 до 13%. Введение балльной системы оценки нарушений это, по сути, и есть борьба с этими 13 %.
87% - законопослушные водители, которых также как и нас, беспокоит агрессивный стиль поведения на дорогах и пренебрежение к другим участникам движения.
Практика показывает, что большинство водителей достаточно один-два раза предупредить, и они к нам не попадают, грубых нарушений не совершают. Ведь из 100 водителей, которых останавливает инспектор, 87 страдают из-за тех 13, которых выявляют инспектора.
Поэтому повторюсь еще раз - дисциплинированные водители не должны бояться введения балльной системы. Перед сотрудниками ГАИ не стоит задача применения репрессивных мер, погони за штрафами, а есть цель - снять системность нарушений на дорогах республики, и как следствие уменьшить число ДТП, погибших и раненых. И, в конечном счете - выполнение целей Концепции безопасности дорожного движения. В соответствии с Концепцией нужно снизить число погибших на дорогах до 1 тысячи в год.
Следует также подчеркнуть, что мы не планируем увеличения числа сотрудников ГАИ на дорогах. Более того, в будущем планируется поставить систему видео-фотофиксации на автоматический режим. Инспектору не нужно будет вступать в конфликт с водителем, доказывать ему очевидные вещи. Есть видео или фотоматериал - получи отметку о нарушении ПДД.
Источник: www.interfax.byДата публикации: 2008-04-28