Американский Драг-рэйсинг
Если вы думаете, что дистанцию в 402 метра за 10 секунд может преодолеть только очень хорошо подготовленный к драг-рэйсингу автомобиль, то вы ошибаетесь. В таком случае вы ничего не слышали о американских драгстерах класса "Top Fuel", самого мощного и самого быстрого класса в дрэг-рейсинге.
С дорожными автомобилями этих монстров роднит только наличие четырёх колёс. Длинное клиновидное шасси из хромомолибденовых труб, облицовка из карбона, два ведущих задних колеса дикого размера и два рулевых передних практически велосипедных габаритов - вот и вся его внешность.
Основа силовой установки - Крайслеровский 7-литровый V8, объём которого увеличивают до 8,2 литров. Максимальная мощность, развиваемая мотором класса Top Fuel превышает суммарную мощность 8-ми болидов Формулы-1 и составляет порядка 7000 л.с.
Топливом для него служит смесь нитрометана (около 90%) и метанола (около 10%), называемая нитрометанолом. Температура горения фронта при соотношении с воздухом 1,7:1 составляет порядка 4000 градусов по цельсию, что в полтора-два раза выше аналогичного показателя для бензо-воздушной смеси.
В максимальном режиме двигатель потребляет 5,7 литра нитрометанола в секунду; загруженный Боинг 747 потребляет топливо в том же соотношении, но вырабатывает на 25% меньше энергии.
Мощности стандартного двигателя Dodge Hemi V8 (425 л.с. при 6000 об/мин) не хватит даже чтобы провернуть суперчарджер этого ДВС.
Компрессор же, приводимый в движение от коленвала посредством широченного ремня, прокачивает до 85 кубометров воздуха в минуту, сжимая топливо-воздушную смесь до черезвычайной плотности. Во впускном коллекторе при этом возникает гигантский перепад давления, что приводит к его сильному охлаждению. Заслонка в корпусе воздухозаборника мгновенно покрывается инеем, и возникает риск ее заклинивания. Чтобы избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают антифризом.
Сила тока на электродах свечей зажигания составляет 44 А. К середине дистанции электроды полностью выгорают и далее воспламенение происходит за счёт компрессии. Заглушить двигатель после этого можно только прекратив подачу топлива. Однако если одна из свечей выйдет из строя слишком рано, то накопившийся заряд может сдетонировать с силой, способной оторвать и расрушить ГБЦ или расколоть блок.
По сути - это снаряд, выстреливающий пилота со старта с ускорением порядка 8g, которое до конца 402-метровой дистанции не опускается ниже 4g. Время прохождения дистанции порядка 4.5 секунд и скорость на выходе свыше 480 км/ч просто потрясают воображение.
Чтобы болид в буквальном смысле не взлетел, применяются массивные антикрылья. Прижимная сила заднего при максимальной скорости составляет порядка 3-х тонн, а переднего - 900 кг. Задние тормозные диски (спереди тормозов нет) из углепластика, привод – ручным рычагом. Основная же тормозная система – два парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают замедление до 5g – сопоставимо с разгоном. Для предотвращения пробуксовки мощность от двигателя передается на задние колеса через сложный механизм сцепления с гидропневматическим управлением. Двигатель за дистанцию выкручивается до 10000-11000 об/мин.
За 0,7 секунды дрэгстер набирает 100 км/ч, преодолев всего 10 м дистанции, т.е. чуть более своей собственной длины. За 1 секунду - 160 км/ч, за 3 секунды - порядка 320 км/ч. Рекорд прохождения квотермайла на данный момент составляет 4,441 секуды, а рекорд скорости - 533 км/ч.
Чтобы глубже понять эти цифры, представьте себе ситуацию. Вы едите на дорогом спорткаре со скоростью 320 км/ч. Впереди на стартовой линии стоит дрэгстер клааса "Top Fuel", готовый сорваться с места. В тот момент, когда Вы проноситесь мимо него на 320 км/ч, он стартует. У Вас явное преимущество в скорости, но всего в нескольких метрах от финиша 402 метровой дистанции он с диким рёвом и метровыми шлейфами огня из выхлопных патрубков обгоняет Вас как стоячего.
Ко всему прочему стоит упомянуть, что подсчитав стоимость всего оборудования, и учитывая что весь персонал команды работает бесплатно, и НИЧЕГО не ломаеться, каждый старт обходиться в $1,000 на каждую секунду времени.
Дата публикации: 2007-06-19