Беспроводные блокировки
Несмотря на продолжающиеся усилия по поиску новых способов предотвращения неавторизованного запуска двигателя автомобиля, разрыв в нем жизненно важных электрических цепей остается самым распространенным способом борьбы с угоном. Представляем обзор некоторых способов блокировки, которые предлагаются сегодня на белоруском рынке охранных и противоугонных устройств.
Взгляд в недалекое прошлое
Отдадим заслуженную "дань" установщикам охранных систем, под влиянием которых зачастую происходит развитие этих самых систем. В свое время было отмечено предпочтение установщиков охранным системам с реле-блокировками, размещенными в центральном модуле управления. Дескать, их проще устанавливать, а появившиеся тогда же системы с металлическими кожухами или залитые компаундом оказывали и дополнительное сопротивление при их нейтрализации. Однако это предпочтение оказалось совсем недолгим, как только установщики и производители охранных систем уяснили, что найти модуль автосигнализации достаточно просто, а нейтрализовать в них блокировку еще проще. Так произошла переоценка способов установки в пользу внешнего реле блокировки, которое можно установить, более-менее, скрытно. Эта тенденция сохраняется и до сих пор.
Следующий виток в эволюции охранных систем связан с появлением беспроводных блокировок. В целом, это изящное и оригинальное решение. Их преимущества заключаются в отсутствии прямой (проводной) связи реле с центральным блоком, а следовательно их трудно обнаружить и нейтрализовать.
Число используемых блокировочных реле действительно "ничем" не ограничено. И более того, даже найдя блок автосигнализции и узнав марку его модели, все равно остается неясным, сколько же использовано инсталлятором блокировочных реле. Во-вторых, места размещения блокировочных реле могут быть выбраны более укромные, и, естественно, более удаленные от блока. Снижение трудоемкости монтажа очевидны, т.к. прокладывать провода от блока автосигнализации не нужно. При этом они могут быть размещены в ранее недостижимых местах (например, в багажнике). Наконец, последнее достоинство - миниатюрность и похожесть на штатные реле заставляет угонщика тратить драгоценное время на их поиск и проверку. Беспроводные реле, размещенные под капотом, вместе с электромеханическим замком капота являются на сегодняшний день одним из эффективных защитных комплексов.
Технологиям блокировки присвоены имена: HOOK UP, беспроводная блокировка, дистанционное управление по штатной проводке, WAIT UP, микроиммобилайзеры, DAWT и другие. Вот этим устройствам и посвящен наш обзор. Мы будем придерживаться устоявшихся названий для группы следующих однотипных или схожих конструкций:
беспроводной блокировки, реле и технологии HOOK UP, микроиммобилайзеров, дистанционно управляемых реле по штатной проводке автомобиля - как устройств, использующих для управления реле штатную электропроводку автомобиля;
технологии DAWT, цифровой шины LAN - как устройств с проводной цифровой (кодовой) связью для управления реле;
противоугонной технологии WAIT UP - как устройства, использующего для управления реле штатную электропроводку автомобиля и активизируемого при начале движения;
радиореле - как устройства, использующего радиоканал для управления реле;
Общие сведения
Беспроводные блокировки
В основе идеи беспроводной блокировки лежит метод передачи сигнала с уплотнением канала связи, в качестве которого используется штатная электропроводка автомобиля, т.е. ее проводная цепь, несущая питание +12 В. Благодаря тому, что эта цепь распространена по всему автомобилю от капота до багажника, потенциально она может обеспечить в этих же пределах и связь для управления блокировкой. В беспроводной блокировке применен метод частотного разделения сигналов, в котором код управления для реле передается с использованием соответствующей модуляции сигнала переменной частоты в диапазоне от 10 до 130 кГц. Сигнал переменной частоты легко отделяется от постоянного напряжения 12 В, а от помех, присутствующих в электропроводке, отфильтровывается.
Электропроводка является приемлемой средой для передачи сигнала этого диапазона по всему автомобилю. Но длина электропроводки может достигать сотен метров и в этой цепи сигнал претерпевает затухание. Однако главной причиной является все же не затухание, а ослабление сигнала из-за нагрузки. Нагружают сигнал сам аккумулятор и блоки различной постоянно включенной электроники (например, бортовой компьютер). Поэтому формируемый сигнал, поступающий в провод питания, должен быть достаточной мощности. Величина сигнала на проводе питания у типовых систем порядка 1 Вт. Чтобы "доставить" такой сигнал применяется разделительный конденсатор большой емкости (4,7 мкФ) и повышенного напряжения (100 В), для обеспечения его работоспособности на переменном напряжении относительно высокой частоты. Практика показывает, что в большинстве случаев проблем с уровнем сигнала не возникает. Для оценки качества прохождения сигнала в предполагаемом месте размещения реле разработаны специальные индикаторы. С их помощью можно выбрать место расположения и подключения реле. Нас заинтересовало, какими параметрами обладают реле: принципом кодирования команд управления, видом модуляции и разрядностью кода. Перехват кода управления реле является вторичным делом, поскольку первичен сигнал управления автосигнализацией, где и происходит поиск эффективных методов его защиты и где сосредоточены "интересы" угонщика. Можно отметить также, что сигналы реле кратковременны (длятся единицы секунд) и формируются лишь в момент включения зажигания, кода отключена охрана. При неавторизованном проникновении угонщика в салон автомобиля коды не излучаются и перехват их, не возможно.
Проводные блокировки (цифровые шины)
Передача команды блокировки производится с помощью кодированных сигналов по однопроводным линиям. Хорошо зарекомендовавший себя способ. Термин цифровая шина применяется к линии связи, в которой используется ряд кодовых команд. Достоинством проводной цифровой блокировки является лучшая помехоустойчивость.
Особенности применения и схемы подключения.
Системы беспроводной блокировки характеризует простота подключения, как центрального блока, так и самого реле. Центральный блок подключается стандартно, поскольку не нуждается в специальных внешних цепях для реализации беспроводной блокировки. Типовая схема подключения реле идентична подключению внешнего реле блокировки при блокировке зажигания. В исходном состоянии контакты разомкнуты. При включении зажигания центральный блок выдает в цепь питания +12 В кодированный сигнал, выполняющий роль команды на снятие блокировки. В результате декодирования сигнала контакты реле замыкаются, обеспечивая запуск системы зажигания и двигателя. При выключении зажигания за счет исчезновения питания реле возвращается в исходное состояние.
Типовая схема подключения реле
Для удобства применения полярность питания реле можно не соблюдать (но, не у всех фирм!).. Рекомендуется иметь минимальную длину провода связи между выводом "зажигание" блока системы и выводом реле для приема сигнала управления.
Программирование реле
Программирование производится с целью записи в память реле индивидуального кода. Все реле, подключенные к одному и тому же блоку управления, будут иметь одинаковые коды. Процедура записи применена стандартная: запись производиться после подключения охранной системы при первом включении зажигания, когда память чистая. Если в последствии будет добавлено новое реле, то в него также будет записан код, и оно будет работать нормально.
Замена реле
При выходе из строя реле безболезненно заменяется на новое того же изготовителя. При первом включении в его память записывается код.
Замена блока
Неисправный блок управления должен заменяться вместе со всеми реле или с реле со стертой прежней информацией. Как правило, устройства для стирания кода реле недоступны.
Режимы блокировки
Режимы блокировки применяются мгновенные и прерывистые.
Совместимость разных технологий
Под совместимостью мы будем понимать возможность нормального функционирования беспроводного реле и блока управления разных производителей. Несмотря на то, что ряд фирм овладели технологией построения беспроводной блокировки, у каждой фирмы свои технические решения и форматы сигналов. Потому можно сказать, что совместимость беспроводных реле отсутствует. Однако заметим, что иная картина наблюдается в транспондерной технологии с форматом TIRIS.
В арсенале установщика беспроводные реле - это гибкое средство для повышения защиты автомобиля. Мы полагаем, что их применение оправдывает затраты владельца и установщика. Ведь много защиты никогда не бывает!